Как сделать транец навесной для лодки ПВХ?

Транец навесной для лодки ПВХ своими руками - размеры под мотор, чем клеить


Стремление к совершенству не имеет границ, в особенности когда речь идет о совершенствовании того что является любимым делом.


Транец навесной для лодки ПВХ своими руками - размеры под мотор, чем клеить

Любительская рыбалка, бесспорно, относится к таким делам, которые требуют не только трепетного отношения и совершенствования личных навыков, но и применения изрядной смекалки терпения для создания иногда даже уникальных и неповторимых приспособлений.


Одним из таких необходимых приспособлений для надувных ПВХ лодок является навесной транец для крепления мотора.


Транец навесной для лодки ПВХ своими руками


Большинство производителей резиновых ПВХ лодок в своем ассортименте продукции предлагают лодки различных видов и классов, что называется от «эконом класса», до «элит» или «экстра» класса.


Транец навесной для лодки ПВХ своими руками - размеры под мотор, чем клеить


Однако среди рыболов любителей в основном встречаются ПВХ лодки предназначенные для хождения на веслах, а это в основном маломерные одно или двухместные лодки, предназначенные для небольших водоемов.


Вместе с тем, учитывая то, что на рынке давно появились как новые, так и бывшие в употреблении электромоторы для ПВХ лодок импортного производства по вполне подъемной цене даже для начинающего рыболова, у многих появилось желание обеспечить свою лодку таким двигателем.


Кроме того, некоторые рыболовы в своем арсенале имеют и более серьезные лодки и катамараны способные обеспечить нормальное передвижение и с помощью лодочных моторов с двигателем внутреннего сгорания, обеспечивающих движение со скоростью до 12-15 км/ч.



Однако дело за малым – обеспечить надежное крепление мотора к плавсредству, и хотя интернет пестрит предложениями магазинов различных видов навесных транцев у настоящих умельцев всегда получается поистине уникальная конструкция, индивидуальная для каждой лодки.

Транец и мотор


Транец навесной для лодки ПВХ своими руками - размеры под мотор, чем клеить
В основном навесные транцы предназначаются для установки электромоторов практически всех модификаций.


Мощности электрического двигателя с аккумулятором вполне достаточно для обеспечения ровного хода лодки с двумя пассажирами со скоростью 6-8 км/ч.


Для этого достаточно установка небольшого транца с креплением к заднему борту лодки или установки транца с креплением к жесткому основанию днища лодки.


Для установки более мощного бензинового лодочного мотора требуется не только более мощная конструкция крепления, но и соответствующая по своим ходовым качествам лодка, поэтому при самостоятельном изготовлении навесного транца для лодок с бензиновым двигателем следует подходить более внимательно.


Конструкция


Практически все конструкции навесных транцев похожи между собой.


В основном она состоит их доски, крепежных дуг и рым:



  1. доска – это квадратная или прямоугольная пластиковая, фанерная или деревянная плита, покрытая соответствующим влагостойким покрытием, толщиной 20-25 мм, имеющая в зависимости от конструкторского решения дополнительные отверстия.

  2. дуги служат для крепления доски к борту лодки. Сами дуги изготавливаются из стали или алюминия, концы дуг должны быть тщательно обработаны, фаска не должна иметь заусениц и зазубрин, которые могут повредить баллон лодки. Дуги могут соединяться с лодкой посредством болтового соединения или с помощью заклепок. Как и дуги головки болтов и резьба должны быть тщательно обработаны.

  3. рымы – специальные резиновые держатели, приклеенные к борту лодки для крепления дуг. Рымы могут быть как фабричного изготовления, так и кустарного, основным критерием которых выступает надежность крепления к баллону лодки.


Материалы для изготовления


Для изготовления доски используется специальная водостойкая фанера, пропитанная водоотталкивающим составом, такой материал не боится влаги и способен долгое время находиться в неблагоприятной среде.


Транец навесной для лодки ПВХ своими руками - размеры под мотор, чем клеить


Фанера склеивается эпоксидным клеем в несколько слоев до достижения толщины 20-25 мм.


После склеивания заготовка обрабатывается, скругляются края, убираются заусеницы, и производится покраска в несколько слоев.


Для дуг используется:



  • алюминиевый прут или труба;

  • металлическая труба;

  • металлический профиль или полоса.


Основным вопросом при самостоятельном изготовлении дуг будет сварочные работы, при этом если металлические детали можно сварить в любом гараже, где есть электричество и электросварочный аппарат, то вот относительно алюминиевых конструкций дела обстоят намного хуже, здесь без специального оборудования не обойтись.






Что касается рым, то безопаснее и дешевле заказать в магазине крепление для лееров безопасности, они сделаны из мягкой, но прочной резины, не требуют дополнительной обработки и хорошо приклеиваются к баллону.

Ничего нельзя сказать относительно самостоятельно изготовленных креплений, это дело творческое и здесь советовать нечего.


Изготовление


Как уже говорилось, доска изготавливается из фанеры или пластика.


Для этого:



  1. выпиливается прямоугольник или прямоугольники требуемого размера;

  2. производится склеивание;

  3. после высыхания обрабатываются углы – зачищаются от сколов и заусениц, затираются наждачной бумагой, пропитываются водоотталкивающим лаком;

  4. размечаются места соединения с дугами, просверливаются отверстия;

  5. проводится дополнительная обработка внутренних поверхностей отверстий – отверстия шлифуются и пропитываются лаком;

  6. производится окончательное окрашивание лаком или краской, просушивается до окончательного высыхания.


Изготовление дуг производится следующим образом:



  1. отрезаются по размерам заготовки;

  2. производится сваривание дуг между собой для получения жесткой конструкции;

  3. привариваются пластины с отверстиями для крепления болтов или заклепок;

  4. обрабатываются торцы, сварочные швы, зачищается металл для покраски;

  5. производится грунтование и окончательная покраска.



Совет: грунтование металлического каркаса рекомендуется производить железным суриком, а окрашивание молотковой эмалью.Приклеивание лееров или рым производится на заранее размеченные места в соответствии с технологией ремонта ПВХ лодок:



  1. размечаются места крепления на лодке;

  2. производится обезжиривание склеиваемых поверхностей;

  3. наносится на обе поверхности небольшой слой клея, и после непродолжительного времени высыхания склеиваемые поверхности прижимаются друг к другу;

  4. полученное соединение помещается под пресс и выдерживается до полного высыхания.


Установка транца на резиновую лодку


После завершения подготовительных работ производится сборка полученной конструкции:



  1. накачивается лодка;

  2. доска прикрепляется к дугам и закрепляется болтами или заклепками;

  3. концы дуг вставляются в рымы и фиксируются;

  4. проверяется правильность крепления и высота установки транца.


Высота транца


И хотя устройство транца вещь весьма простая, но и здесь нелишне семь раз отмерить и только один раз сделать. Это касается, прежде всего, высоты транца.


Транец навесной для лодки ПВХ своими руками - размеры под мотор, чем клеить


При слишком большой высоте это создаст определенное неудобство – мотор будет расположен слишком высоко, лопасти винта будут находиться практически под баллоном лодки.


Вследствие чего существенно будет снижена скорость и управляемость судна.


Наоборот низкое расположение транца может существенно препятствовать движению из-за погружения доски в воду.


К тому же слишком низкая посадка мотора требует изменения положения тела рулевого и как результат изменение распределения массы внутри лодки, что может сказаться на безопасности плавания.


Наилучшим вариантом в таком случае рекомендуется устройство транца с изменяемой высотой доски, которую можно отрегулировать в зависимости от условий на месте.


Усиление навесного транца



Для усиления транца и придания жесткости конструкции рыболов иногда прибегают к нестандартным решениям – усиление транца боковыми тягами к дополнительно установленным леерным креплениям по бортам лодки или изготавливают жесткое основание лодки и к нему жестко крепят транец.

В любом случае, как показывает практика даже самое идеальное техническое решение рано или поздно в процессе эксплуатации будет требовать дополнительного усовершенствования и модернизации. Так что совершенству здесь практически нет предела.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: